Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов
Критерии перехода на систему налогообложения в виде ЕНВД по оказанию автотранспортных услуг (не более 20 транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов) не изменились.
Вместе с тем стоит обратить внимание на более четкое установление порядка определения количества посадочных мест в транспортном средстве при оказании услуг по перевозке пассажиров. Внесенными изменениями предусмотрено, что количество посадочных мест определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. В случае отсутствия указанной информации в техпаспорте количество мест определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющего перевозку пассажиров.
Аналогичный подход к определению количества посадочных мест с учетом разъяснений Минфина РФ применяется и в 2008 году*.
Примечание: * Письма Минфина России от 22.10.2007 № 03-11-05/254, от 15.08.2007 № 03-11-05/190.
Дополнительно стоит отметить, что наибольшее количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, осуществляющими данный вид деятельности, связано с наличием законодательно установленного лимита "не более 20 транспортных средств". В такой ситуации следует с особой тщательностью подходить к определению количества транспортных средств, используемых (эксплуатируемых) для целей оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов. В частности, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. В случае "искусственного" завышения количества транспортных средств налоговые органы могут проанализировать как возможность, так и фактическое использование транспортных средств в целях оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов. Например, при проведении проверки было установлено, что "на балансе Общества имелось 29 транспортных средств, из которых 15-16 единиц сдавалось в аренду, а из оставшихся для целей перевозки грузов согласно техническим характеристикам могло использоваться менее 10 транспортных средств. Представленными налогоплательщиком счетами-фактурами подтверждено фактическое использование Обществом для перевозки грузов менее 5 транспортных средств". В связи с изложенным налоговый орган смог обосновать необходимость применения организацией системы налогообложения в виде ЕНВД, несмотря на то, что количество транспортных средств, находящихся на балансе, составляло более 20 единиц (постановление ФАС СЗО от 13.05.2008 № А05-6504/2007). Расчет количества транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, должен осуществляться помесячно, так как применение или неприменение ЕНВД в каждом конкретном квартале непосредственно зависит от количества используемых транспортных средств для перевозки грузов и (или) пассажиров.
Например, организация в ходе своей деятельности использовала следующее количество транспортных средств: в мае и июне - 17 единиц, в июле и августе - 21 единицу, с сентября по декабрь 18 единиц. При таких условиях налоговым органом был сделан вывод, который был в дальнейшем поддержан судами, о необходимости применения организацией во II-м и IV-м кварталах системы налогообложения в виде ЕНВД (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.06.2008 по делу № А82-13219/2007-28).
Кроме того, неоднозначная ситуация возникает в случае заключения договора на оказание транспортных услуг по перевозке грузов и/или пассажиров при отсутствии или недостаточном количестве транспортных средств. Для оказания услуги по перевозке в соответствии с заключенным договором аренда дополнительного количества транспортных средств не всегда возможна либо нецелесообразна.
Поэтому исполнитель зачастую привлекает соисполнителей, которые фактически и выполняют саму перевозку или ее часть, причем между исполнителем и соисполнителем также заключается договор перевозки. В такой ситуации применение системы налогообложения в виде ЕНВД в части оказания услуг с привлечением соисполнителей будет неправомерным.
Такая позиция находит поддержку у судей. Например, рассматривая аналогичную ситуацию, суд отметил, что "Общество фактически не осуществляло транспортных услуг по перевозке грузов, так как их оказывали другие лица, в связи с чем неправомерно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.06.2008 по делу № А29-6550/2007).
Президентом Российского автотранспортного союза И. Д. Марчуком 09 сентября 2008 года был открыт Международный автотранспортный форум в рамках которого были проведены Конференция и «Круглый стол» по нормативно- правовой базе в автотранспортной деятельности. В работе Конференции и «Круглого стола» приняли участие представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представители органов исполнительной власти, органов по сертификации услуг на автомобильном транспорте, автовокзалов, российских и зарубежных коммерческих структур, профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, руководители автотранспортных предприятий. В вступительном слове Президент Российского автотранспортного союза - сказал, что сегодня в его состав входит 160 объединений, представляющих автотранспортников практически всех субъектов Российской Федерации. В 2009 году Российскому автотранспортному союзу исполнится 10 лет и все эти годы он всегда отстаивал интересы организаций, участвующих в автотранспортной деятельности. За последние годы принципы хозяйственной и государственной жизни серьезно изменились. Тем не менее, автомобильный транспорт работает по большей части стабильно, выполняет возложенные на него экономические и социальные задачи, не допуская срывов в перевозках. Но вместе с тем, следует уделять больше внимание рентабельности автоперевозок, повышению их качества, конкурентоспособности, удовлетворению запросов и нужд населения. Очевидно, что без внесения поправок в существующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов, способствующих реализации Транспортной стратегии, двигаться дальше будет сложно. На сегодняшний день, прежде всего, необходимо принять методические рекомендации по расчетному тарифу на пассажирские перевозки, методику определения платы за услуги, предоставляемых автовокзалами, методику утверждения маршрутной сети муниципального образования, условия допуска к рынку транспортных услуг и условия допуска к профессии.
С докладом «О совершенствование деятельности Российского автотранспортного союза по вопросам повышения эффективности отечественного автотранспортного комплекса» выступил М. И. Козлов, Вице-президент Российского автотранспортного союза. В частности он отметил, что отсутствие адекватной научной базы, четких и обоснованных выводов относительно перспективной роли автомобильного транспорта в логистическом комплексе влечет за собой ослабление внимания государства к целенаправленному развитию автотранспортной деятельности. В прениях по докладу выступили: Борис Викторович Кисуленко, заместитель генерального директора по научной работе («Стандартизация и сертификация») ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, Юрий Юрьевич Свешников, Исполнительный директор Московского транспортного союза, Иван Иванович Батищев, директор-руководитель научного центра управления перевозками грузов автомобильным транспортом ОАО НИИАТ, Вячеслав Дмитриевич Коробовцев, заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс», Михаил Анатольевич Низов, Вице-президент АСМАП, Сергей Анатольевич Провкин, Генеральный директор ООО «Евразия-Транзит, Алла Петровна Петрова, директор-руководитель научного центра ОАО НИИАТ, Галина Павловна Быкова, Ученый секретарь Научно-методического центра подготовки водителей. Все выступающие отметили, что по мере углубления рыночных реформ становится все более очевидным, что без кардинального реформирования автотранспортной деятельности может возникнуть ситуация, когда из-за отсутствия системы государственного управления и регулирования, прогрессивных технологий перевозок, возрождение стратегических отраслей экономики и социальной сферы будет замедлено. Главным условием оздоровления ситуации должна стать разработка и принятие современной нормативно-правовой базы регулирования автотранспортной деятельности в условиях рынка. На следующий день состоялся «Круглый стол» «Автомобильные пассажирские перевозки». Президент Российского автотранспортного союза И. Д. Марчук отметил, что рассматриваемая тема - продолжение разговора, начатого накануне. Как известно, Российский автотранспортный союз занял активную позицию в реализации шагов по реформированию автотранспорта, обозначенных в Транспортной стратегии, создании его правовой базы, в том числе и развитию транспортной инфраструктуры.
Что мы имеем на сегодня? 1. Автотранспортным сообществом, входящим в РАС, выработаны и направлены всем ветвям власти на федеральном и региональном уровнях конкретные предложения по упорядочению работы пассажирского автотранспорта.
2. Нашли решения вопросов на законодательном уровне, в том числе: - федеральным законом от 8 ноября 2007 № 259-ФЗ был принят Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; - прошло первое чтение в Государственной Думе законопроект «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации»; - обсуждается текст проекта Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; - рассматривается проект ГОСТ Р "Услуги по придорожному сервису. Требования к автовокзалам". Вместе с тем принятые и в настоящее время обсуждаемые документы не в полной мере позволяют решить проблемы пассажирского транспорта.
На наш взгляд: 1. Не решены проблемные вопросы: - допуск к профессии. - допуск к рынку. - взаимоотношение автовокзалов и перевозчиков.
2. Отсутствуют: - методика утверждения маршрутной сети муниципального образования. - методика расчета расчетного тарифа пассажирских перевозок в городском, пригородном сообщении.
- методика расчета тарифов за услуги автовокзалов.
- положение об автовокзале и пассажирской автостанции.
- ГОСТ Р «Услуги по придорожному сервису. Требования к автовокзалам»
В обсуждении вопросов Круглого стола выступили Александр Борисович Шапошников, президент Ассоциации предприятий автотранспорта Владимирской области, Анатолий Васильевич Галкин, заместитель председателя правления Некоммерческого партнерства единая транспортная система «Русские автобусные линии», Николай Анатольевич Киянец, начальник Управления ГУП МО «Мострансавто», Иосиф Григорьевич Некрасов, заместитель руководителя органа по сертификации общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр сертификации и мониторинга качества», Алексей Полянских, начальник отдела прямых продаж ЗАО «Русские навигационные технологии»
По итогам Конференции и «Круглого стола» участники Конференции и «Круглого стола» решили:
1. Считать приоритетной задачей организаций - членов РАС анализ действующего законодательства в области автомобильного транспорта и разработку предложений по принятию современной правовой базы регулирования автотранспортной деятельности в условиях рынка.
2. Российскому автотранспортному союза внести в Координационный совет по законотворческой деятельности Министерства транспорта Российской Федерации проекты нормативных правовых актов для принятия в первоочередном порядке: - Методические рекомендации по тарифообразованию на пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении; - Методические рекомендации по установлению тарифов на услуги пассажирских автовокзалов и автостанций; - Методические рекомендации по утверждению маршрутной сети муниципального образования, городского округа, субъекта Российской Федерации; - Пассажирский транспорт. Допуск на рынок пассажирских услуг. Допуск к профессии; - Грузовой транспорт. Допуск на рынок грузовых перевозок. Допуск к профессии.
3. Российскому автотранспортному союзу организовать и провести в четвертом квартале обсуждение на «Круглом» столе» положений Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» для определения необходимых мер по его реализации на автомобильном транспорте в системе Российского автотранспортного союза.
4. Продолжить работу по внедрению добровольной сертификации с целью повышения качества и безопасности автотранспортных услуг (работ), на автомобильном транспорте.
5. Российскому автотранспортному союзу по вопросам поднятых на конференции и круглом столе подготовить материал для доклада на коллегии Министерства транспорта Российской Федерации.
Руководитель научно-методического центра на автомобильном транспорте Российского автотранспортного союза В.В. Гацулов
Вопрос:
Перевозка грузов внедорожным автотранспортом не подлежит переводу на ЕНВД
Ответ:
Специальный налоговый режим в виде ЕНВД должны применять организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов, при условии, если они используют не более 20 транспортных средств. Такое требование установлено п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ(далее НК РФ). На практике налогоплательщики нередко сталкиваются с трудностями при исчислении единого налога в отношении данного вида деятельности.
В соответствии со ст.346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.
Все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД). А тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее - органы Гостехнадзора).
Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов, подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
А предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированном в установленном порядке в органах Гостехнадзора, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.